Терминология

 

А

Аго-оси — толчок в челюсть
Аго-цуки — удар в челюсть
Аси-атэ — удары ногами
Аси-вадза — техника, основанная на работе ног и ступней 
Аси-гарами — перекрестный замок ноги
Аси гурума — переворот через ногу 
Аси-фуми — толчок ногой
Атэми-вадза — ударная техника
Аюми-аси — естественная походка

 

В

 
Ваки-гатамэ — замок руки подмышкой

 

Г

Гаммэн-цуки — удар-тычок в лицо 
Го, но сэн, но вадза — ответный бросок
Гокё, но Вадза — пять групп техник
Гохо-атэ — удары кулаком в пять сторон
Гохо-гэри — удар ногой в пять сторон 
Гэкикэн — школа фехтования на мечах
Гэцуэй — подреберная область 
Гяку-дзюдзи-дзимэ — обратный перекрестный замок
Гякутэ-дори — обратный захват за обе руки

 

Д

Дакиагэ — высокий подъем
Дан — степень мастерства
Дзёдан — положение меча, поднятого высоко над головой
Дзёсэки — почетное место
Дзиго хонтай — основная защитная стойка
Дзиндзо-кацу — воздействие на почки
Дзинчи — подносовой желобок 
Дзюцу — искусство, практика 
Дзэндо-цуки — удары вперед назад 
Дзю, но Ката — образцы мягкости
Дзю — мягкость, уступчивость 
Дзюдзюцу — искусство мягкости 
Дзюдоги — одежда для занятий дзюдо
До — принцип, путь 
Додзё — зал для занятий 
Докко — сосцевидный отросток
Дэаси-харай — подбив передней ногой
Дэкиси-xapaй (суиси)-кацу — помощь захлебнувшимся
Дэнко — подреберная область

 

Ё

Ёко-атэ — падение набок
Ёко-вакарэ — разъединение в сторону
Ёко-гакэ — падение набок
Ёко-гурума — переворот вбок
Ёко-гэри — боковой удар ногой
Ёко-отоси — бросок вбок
Ёко-сихо-гатамэ — боковой захват с четырех сторон
Ёко-сутэми-вадза — техника с падением вбок
Ёко-ути — боковой удар
Ёко-цуки — боковой удар
Ёри-кацу — метод воздействия на легкие

 

И

Ива-нами — волны на скалах
Идори — техника на коленях
Иппо-кацу — способ воздействия на мошонку
Иппон-сэой-нагэ — бросок через плечи с захватом одной руки
Иси-кацу — воздействие на руки
Ицуцу, но Ката — пять образцов

 

К

Кавадзу-гакэ — обвив одной ногой
Кагами-микаги — полировка зеркала
Какато-атэ — удары пяткой
Какаэ-дори — обхват сзади
Какэ — выполнение броска
Ками-атэ — удар вверх
Ками-сихо-гатамэ — захват сверху с четырех сторон
Кангэйко — зимние занятия
Кани-басами — бросок-ножницы
Кансэцу-вадза — техника воздействия на суставы
Каппо — техника приведения в сознание
Касуми — ложная атака (бук. «туман»)
Касуми — замок
Ката-гатамэ — удержание за плечи
Ката-гурума — переворот через плечи
Ката-дзюдзи-дзимэ — полуперекрестный замок
Ката-маваси — разворот плеч
Ката — образец
Катамэ, но Ката — образцы удержания
Катамэ-вадза — техника удержания
Ката оси — толчок в плечо
Кататэ-агэ — подъем одной рукой
Кататэ-дзимэ — удушение одной рукой
Кататэ-дори — захват за одну руку
Катаудэ-дори — захват за одну руку
Ката-ха-дзимэ — замок на одно крыло
Качиакакэ — подбородок
Качи-какэ — цукиагэ
Кёси — высокая стойка на коленях
Кибису-гаэси — переворот за пятку
Кими Сики — образцы решительности
Кимэ, но Ката — образцы решительности
Кири-гакэ — удар в голову
Кирикоми — удар сверху вниз (ножом)
Кириороси — удар сверху-вниз (мечом)
Кито-рю, но Ката — образцы Школы Кито
Кобуси-атэ — удар кулаком
Коган-кацу — воздействие на яички
Ко-даорэ — падение бревна
Кодокан Госин Дзюцу — образцы самозащиты Кодокан
Коси-вадза — техника, выполняемая с помощью бедер
Коси-гамаэ — пистолет сбоку
Коси-гурума — переворот через бедро
Косики, но Ката — древние образцы
Косото-гакэ — малый зацеп снаружи
Косото-гари — малый подбив снаружи
Косури-госи — малый бросок через бедро
Коути гари — малый подбив изнутри
Коути-гаэси — ответный бросок против малого подбива изнутри
Кудзурэ-ёко-сихо-гатамэ — нарушенный боковой захват с четырех сторон
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ — нарушенный захват сверху с четырех сторон
Кудзурэ-кэса-гатамэ — вариант захвата шарфом
Кудзуси — нарушение равновесия
Курума-гаэси — бросок переворотом 
Курум-даорэ — бросок переворотом 
Кутики-таоси — бросок одной рукой
Кэагэ — удар ногой в пах
Кэса-гатамэ — захват шарфом
Кю — учебная степень

 

М

Ма-сутэми-вадза — техника с падением на спину
Маэ-атэ — удар вперед (рукой)
Маэ-гэри — удар вперед (ногой)
Мёдзо — подчревье 
Миги дзиготай — правосторонняя защитная стойка
Миги сидзэнтай — правосторонняя естественная стойка 
Миги-атэ — удар вправо
Миги-ёри-дори — захват за правый лацкан 
Миги-маэ-нанамэ-гэри — перекрестный удар вправо вперед (ногой)
Мидзу-гурума — вращение воды
Мидзу-ири — бросок в воду
Мидзу-нагарэ — поток воды 
Ми-кудаки — сбивание корпусом 
Моротэ-гари — подбив двумя руками 
Моротэ-дзуки — толчок двумя рукам
Мунэ-оси — толчок в грудь

 

Н

Нагэ, но Ката — бросковые образцы
Нагэ-вадза — бросковые техники
Нами-дюдзи-дзимэ — обычный перекрещенный захват (за шею)
Нанамэ-атэ — диагональный удар
Нанамэ-гэри — диагональный удар ногой
Нанамэ-дзукт — наклонный удар ножом
Нанамэ-сита-ути — удар ладонью вперед вбок
Нанамэ-ути — наклонный удар 
Нанамэ-уэ-ути — удар ладонью вперед вверх
Нанамэ-цуки — удар по сонной артерии
Нокори аё — вариант выполнения ката
Нуки-какэ — вынимание меча
Н.э.-вадза — техника, выполняемая на мате

 

О

Оби-тори — захват за пояс
О-госи — большой бросок через бедро
Огохо-атэ — большие удары в пяти направлениях
О-гурума — большой переворот 
Окури-аси-харай — подбив ногой 
Окури-ёри-дзимэ — скользящий замок воротника
Омаэ-атэ — большой удар вперед 
Омиги-атэ — большой удар вправо
Омотэ — вперед
Онанамэ-уэ-ути — большой наклонный удар ладонью вверх
Орётэ-уэ-цуки — большой удар двумя руками вверх
Осаэ-коми-вадза — техника удержания на земле
Осото-гари — большой подбив снаружи 
Осото-гаэси — ответ на бросок с большим внешним подбивом
Осото-гурума — большой внешний переворот
Осото-макикоми — большой бросок с оборачиванием снаружи
Оусиро-атэ — большой удар назад 
Оути-гари — большой подбив изнутри
Оути-гаэси — ответ на бросок с большим подбивом изнутри
Охидари-маэ-нанамэ-атэ — большой перекрестный удар влево
Оцури-госи — большой бросок через бедро

 

Р

Рандори, но Ката — образцы свободных упражнений
Рандори — свободная практика
Рёган-цуки — удар по обоим глазам
Рёката-оси — толчок в оба плеча
Рёкухи — уклонение от силы
Рётэ-дзимэ — удушение двумя руками
Рётэ-дори — захват за обе руки
Рётэ-сита-цуки — удар обеими руками вниз
Рётэ-уэ-цуки — удар обеими руками вверх
Рюсэцу — снег на иве

 

С

Сайю-кого-сита-цуки — левые и правые удары вниз
Сайю-ути — удар в обе стороны
Сакаотоси — бросок головой вниз
Санкаку-дзимэ — треугольное удушение
Саппо — искусство атаки по жизненно важным точкам
Сасаэ-цурикоми-аси — бросок подниманием за поддерживающую ногу
Сасой-кацу — метод насыщения 
Сидзэн хонтай — основная естественная стойка
Сидзэнтай — естественная стойка 
Сикко — передвижение на коленях
Сикоро-гаэси — поворот пластин на шлеме, защищающих шею
Сикоро-дори — захват за пластины на шлеме, защищающих шею
Симмэнсо, но вадза — новые техники
Симо-цуки — удар вниз 
Симэ-вадза — техника удушения 
Синкэн Собу, но Ката — боевые образцы 
Синтан — движение вперед, назад или вбок 
Сицу — колено
Содэ-гурума-дзимэ — удушение вращением рукавов
Содэ-дори — захват за рукав 
Содэ-цурикоми-госи — бросок через бедро с подтягиванием рукава 
Со-кацу — комбинированный метод
Сомэн-дзукэ — пистолет у живота 
Сомэн — впереди
Сотай Рэнсу — упражнения для суставов
Сото-макикоми — бросок с обертыванием снаружи
Суйгэцу — солнечное сплетение
Сукуй-нагэ — зачерпывающий бросок 
Суми-гаэси — бросок в сторону
Суми-отоси — падение в сторону
Сури-агэ — удар в лоб 
Сутэми-вадза — техники, выполняемые при падении
Сэйгэн — положение меча, кончик меча расположен на уровне глаз
Сэйдза — формальное положение сидя
Сэйрюоку Дзэнё Кокумин тайку — максимально эффективное национальное физическое воспитание 
Сэкито-атэ — удары, выполняемые подушечкой стопы
Сэой-нагэ — бросок через плечи

 

Т

Тай-сабаки — управление телом
Тай — стойка готовности
Тайдзюцу — дзюдзюцу
Тай-отоси — бросок корпусом
Така-гэри — высокий удар ногой вперед
Таки-отоси — бросок в водопад
Тандоку Рэнсу — индивидуальные упражнения
Тандэн-кацу — метод воздействия на низ живота
Тани-отоси — бросок в долину
Татиай — техники, выполняемые стоя
Тати-вадза — техники, выполняемые стоя
Татэ-сихо-гатамэ — прямой захват за четыре стороны
Току-дзуки — прямой удар ножом
Томоэ-нагэ — бросок по окружности
Тори — захватывающий
Тэ-вадза — техники, выполняемые с использованием рук
Тэ-гатамэ — замок руки запястьем
Тэгатана-атэ — удары ребром ладони

 

У

Удэ-атэ — удары руками и кистями
Удэ-вадза — удары руками
Удэ-гарами — перекрещенный замок руки
Удэ-гатами — замок руки
Удэ-хисиги-аси-гатамэ — замок руки ногой
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ — замок руки подмышкой
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ — перекрещенный замок руки
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ — треугольный замок руки
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ — замок запястья рукой
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ — замок руки рукой
Удэ-хисиги-хара-гатамэ — замок руки животом
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ — замок руки коленом
Уки-вадза — перетекающий бросок
Уки-госи — перетекающий бросок через бедро
Уки-отоси — перетекающий бросок
Укэ — принимающий
Укэми — техника безопасного падения
Ура-нагэ — бросок назад
Ура — назад 
Усиро-атэ — удар назад
Усиро-госи — бросок через бедро назад
Усиро-гэри — удар ногой назад
Усиро-дзимэ — удушение сзади
Усиро-дори — захват сзади
Усиро-ёри-дори — захват за воротник сзади 
Усиро-суми-цуки — удар назад
Усиро-ути — удар назад
Усиро-цуки-маэ-сита-цуки — удары назад-вниз
Утикудаки — разбивание
Ути-мата-гаэси — ответ на бросок с подбивом бедром изнутри
Ути-мата—макикоми — бросок с оборачиванием бедром изнутри
Ути-мата-сукаси — уход от броска с подбивом бедром изнутри
Ути-мата — бросок с подбивом бедром изнутри 
Утиороси — удар вниз
Уто — верхненосовая точка
Уцури-госи — смена бедер
Уэ-атэ — удар вверх

 

Ф

Фуриагэ — толчок вверх
Фуриороси — толчок вниз 
Фуриханаси — освобождение (встряхивание)

 

Х

Хадака-дзимэ — замок тела
Хаймэн-дзуки — пистолет, приставленный к спине
Ханэ-гатамэ — замок руки животом
Ханэ-госи — пружинящие движения бедрами
Ханэгоси-гаэси — ответ на пружинящие движения бедрами
Ханэ-макикоми — пружинящий бросок с оборачиванием
Харай-госи-гаэси — ответ на подбив бедрами
Харай-госи — подбив бедрами 
Харай-макикоми — бросок с подбивом бедрами и оборачиванием
Харай-цурикоми-аси — подбив ногой с приподниманием
Хидари-дзиготай — левосторонняя защитная стойка
Хидари-ёри-дори — захват за левый лацкан
Хидари-маэ-нанамэ-атэ — перекрестный удар влево вперед
Хидари-маэ-нанамэ-гэри — перекрестный удар ногой влево вперед
Хидари-сидзэнтай — левосторонняя естественная стойка
Хидза-гасира-атэ — удары коленями 
Хидза-гурума — переворот через колено
Хидза-дзумэ — сидеть на расстоянии двух кулаков от противника
Хидзи-атэ — удар локтями
Хикиотоси — бросок с вытягиванием

 

Ц

Цубамэ-гаэси — ответное заглатывание
Цуги-аси — движение, при котором ведет одна нога, а другая следует за ней 
Цукакэ — удар рукой 
Цукиагэ — удар снизу в челюсть
Цукидаси — тычок рукой
Цуки-какэ — цукакэ 
Цуккоми — удар (кинжалом) 
Цуккоми-дзимэ — удушение с помощью толчка
Цукури — вывод (противника) в положение для броска 
Цуриганэ — яички
Цури-госи — бросок через бедро с подъемом
Цурикоми-госи — бросок через бедро с подъемом и притягиванием 
Цурикоми — подъем и притягивание

 

Ю

Юбисаки-атэ — удары пальцами 
Юдати — ливень
Юкиорэ — сломаться под тяжестью снега 
Юмэ-но-ути — сны

 

Я

Явара — дзюдзюцу

 

 

Дополнительно:

 

бутсукари — тренировочные упражнения без броска соперника 
йадза — прием 
гокионовадза — пять основных технических принципов, используемых при подготовке дзюдоистов в Кодокане
дан — степень мастерства дзюдоиста
дзарей — приветствие на коленях
дэигохонтаи — основное защитное положение
дзикан — команда судьи для остановки встречи
дэнпокаитэнукэми — падение кувырком вперед
дзенпоукэми — падение вперед
дзюдоги — костюм участника
дзюдока — опытный дзюдоист
дзюнбиундо — простые упражнения, разминка
дзюнингаке — встреча «одного против десяти»
дзюноката — упражнения по договору
джосеки — почетное место для самого уважаемого дзюдоиста
дэрупон — достижение очка с момента начала борьбы
иппон — чистая победа
иппонсобу — встреча на достижение одного очка
итамивакэ — ничья вследствие травмы одного из участников борьбы
катамэвадза — техника борьбы лежа
каэсн — предупреждение атаки
киу — дзюдоист, не достигший степени
кодаиса — дзюдоист, имеющий степень технической зрелости с 5-го дана и выше
консетцувадза — приемы в борьбе лежа
косивадза — группа приемов, осуществляемых преимущественно боками или талией
кохай — младший
кудзуси — выведение из равновесия
маитта — сигнал о сдаче
нагэвадза — приемы в борьбе в стойке
ногарэката — способ уклонения от приема соперника
нэвадза — приемы нагэвадза и катамэвадза, осуществляемые лежа
оби — пояс дзюдоиста
овадза — схватка, требующая большого удержания.
рандори — свободная тренировка
рицурэй — приветствие стоя
семпай — старший
сизей — стойка
сизенхонтаи — основная стойка
сотаирэнсю — упражнения с партнером
тайсабаки — повороты и подвороты
таидоиу-ренину — упражнения без соперника
тзвадза — броски, производимые руками
учмкоми — многократное повторное выполнение одного и того же приема, броска
хаириката — способ подготовки броска, удержания, удушения, болевых приемов или удара
хандонокудзуси — выведение соперника из равновесия
цукури — подготовка броска
цурикоми — передвижение
якусоку-гэнко — свободные или оговоренные упражнения